Menu Close

70 лет петербургскому метро

15 ноября 1955 года — день рождения «Петербургского метрополитена». 70 лет назад в городе открылась первая линия — Кировско-Выборгская, включавшая восемь станций от «Площади Восстания» до «Автово». С тех пор метро стало не просто транспортом, а частью городской культуры, архитектурного и генетического кода Санкт-Петербурга.

За это время сеть выросла до пяти линий, 73 станций и почти 130 километров подземных трасс. Сегодня петербургский метрополитен остаётся одним из самых глубоких и живописных в мире. По официальным данным правительства Санкт-Петербурга, только за 2024 год метрополитеном воспользовались почти 700 миллионов человек.

Идея создания городской внеуличной железной дороги в Санкт-Петербурге зародилась ещё в XIX веке. На рубеже столетий промышленный Петербург стремительно рос, а исторический центр, сосредоточивший деловую активность, был перегружен транспортом. Город нуждался в новом, прогрессивном решении. Строительство подземной дороги активно поддерживал С. Ю. Витте — государственный деятель, реформатор и один из инициаторов создания Политехнического института. Таким образом, история петербургского метро отчасти связана и с историей Политеха: оба проекта родились из духа технического прогресса и веры в силу инженерной мысли.

Но у метро в этом году ещё один юбилей. 31 декабря 1975 года, всего за несколько часов до наступления нового 1976-го, в Ленинграде открылась станция «Политехническая». Тогда в строй ввели участок Кировско-Выборгской линии от «Лесной» до «Академической», включавший три станции — «Площадь Мужества», «Политехническая» и «Академическая». Протяжённость нового отрезка составила чуть более пяти километров.

Название станции было предопределено: рядом находился комплекс зданий Ленинградского политехнического института имени М. И. Калинина, а также Физико-технический институт имени А. Ф. Иоффе.

Павильон станции спроектировали архитекторы А. С. Гецкин, В. П. Шувалова и В. Г. Хильченко. Он расположен на Политехнической улице, рядом с Покровской церковью и площадью Академика Иоффе. Вестибюль отделан жёлтым металлом и белым мрамором; первоначально проект предполагал прозрачный стеклянный куб, но при строительстве нижний ярус заложили декоративным камнем, изменив изначальный замысел.

«Политехническая» — односводчатая станция глубокого заложения (65 м). Она стала одной из первых двух станций такого типа в СССР — вместе с соседней «Площадью Мужества». В отличие от московских аналогов, построенных открытым способом, ленинградские инженеры впервые освоили возведение гигантских сводов прямо в толще земли. Для своего времени это было настоящее инженерное чудо.

Путевые стены облицованы травертином, пол — серым гранитом, металлические элементы имеют оттенок старой меди. Светильники в форме прямоугольных кассет, наклонённых внутрь, напоминают разведённые невские мосты. В 2016 году освещение наклонного хода заменили — теперь пассажиров встречают «факелы» вместо прежних «световых столбиков».

Севернее станции находятся два тупиковых ответвления — задел под возможное продолжение линии в сторону Бугров, с промежуточными станциями «Сосновка» и «Проспект Культуры». В этом году власти города включили проект станции «Сосновка» в правила землепользования и застройки — надежда на развитие линии сохраняется.

В 2020 году обсуждался проект реконструкции вестибюля и строительства торгового центра на его месте, но общественность активно выступила против. Петербуржцы создали петицию с требованием сохранить архитектурный облик станции, и власти прислушались к горожанам.

Примечательный факт из жизни «Политехнической». На станции проходили съёмки эпизода фильма «Дневной дозор». В картинах Тимура Бекмамбетова «Ночной дозор» и «Дневной дозор» показана скрытая война между силами света и тьмы, разворачивающаяся на улицах современной Москвы. Будучи фильмами в жанре городского фэнтези, они неизбежно включают в сюжет один из ключевых элементов городской среды — метро.

Вторая лента знаменитой дилогии вышла в 2005 году. Во время погони главный герой Антон Городецкий (актёр Константин Хабенский) оказывается в метро. Несмотря на то, что действие этого фильма происходит в Москве, этот эпизод сняли в Санкт-Петербурге, на станции «Политехнической». Объяснение простое — в Петербурге традиционно было проще и дешевле договориться о съёмках. В кадре мы видим узнаваемый вестибюль.

Сегодня «Политехническая» — это не просто транспортный узел, а важная часть жизни СПбПУ. Каждый день сюда приезжают десятки тысяч студентов, преподавателей и сотрудников университета. Здесь назначают встречи, договариваются о проектах, спешат на занятия и работу, возвращаются домой.

Станция, как и сам Политех, олицетворяет научный прогресс, инженерную смелость и дух времени. Она не только названа в честь университета — она разделяет его судьбу, ритм и энергию, став неотъемлемой частью живой истории Политеха Петра Великого.

Комментариев пока нет.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Пользовательское соглашение

Опубликовать